За время джипования  с 1997г. я успел попробовать с десяток разных шин, и хочу поделиться своими субъективными впечатлениями о наиболее запомнившихся, возможно кому-то это пригодится.

1. Резина Я-192, 215/90-15С Ярославского шинного завода. Фактический диаметр нового колеса при 2 атм. 78 см. Ширина беговой дорожки протектора 15см. (Далее: 78/15) Отличается самой большой глубиной протектора ок.2 см. и самой жесткой резиной, соответственно очень прочная боковина (грыж практически не бывает) и сама дорожка (проколов – то же). В шинмонтаже долго отказывались ее бортировать, наконец, мастер весом в 150 кг. уселся на пустую шину – так она даже не прогнулась! Внушает! Сделана под оборонку для перевозки на рессорных машинах с дубовой подвеской тяжеленных ящиков со снарядами.

            А. В глине обладает выдающимися внедорожными свойствами. Достигается это за счет узкой беговой дорожки (15 см) редкого расчлененного рисунка и большой глубины протектора. По размокшей глине шина работает как шестерня или фреза. Позволяет выходить из колеи, хорошо самоочищается. Но стоит только немного увлечься газом, особенно на бензиновой машине, как тут же следует мгновенное самозакапывание, с последующим разматыванием лебедки. Пожалуй, единственная, позволяет уверенно, без борьбы, въехать в глиняную гору. Однако, жесткая, не проминающаяся резина затрудняет разворот в глубокой колее, или маневрирование поперек колеи, (а на гравийке вы глубоко прочувствуете все попутные камни). Очень скользкая резина – переезд сырого подгнившего дерева, особенно не под прямым углом весьма затруднен, так же, как и проезд по мокрому мосту из бревен.

            Б. В глубоком песке (пляж) почти невозможно тронуться с места - быстро закапывается. Однако по песчаной дороге в сосновом бору мчится вполне удовлетворительно, надо быть только внимательным к участкам глубокого песка, где машину на скорости будет сильно таскать и носить.

            В. В болоте довольно посредственна, хотя, при уменьшении давления до 1 атм. на тяжелой машине, плющится (на глаз почти не заметно)  и  позволяет ехать в натяг по кустикам и кочкам - но это на грани фола, поскольку, как только колесо провернется и сорвет верхний слой дерна, машина проваливается и надежно тонет. Другой вариант - разгоняться на твердом и прыгать, пролетать ходом жидкий участок.

            Г. На трассе жутко воет, но позволяет развивать скорость до 140 км\ч., правда при такой скорости машина почти не управляется. Не любит резких поворотов и переставок – запросто можно улететь в кювет. Особенно это относится к подспущенным колесам, т.к. визуально проконтролировать давление на этой резине невозможно.

            Д. Зимой по накатанному снегу и льду очень опасна - дорогу не держит вообще и не тормозит, похоже ведет себя и на промороженном асфальте. На морозе дубеет и, постояв ночь, колесо теряет круглую форму так, что первые 5-10км. до прогрева резины вы едете как будто на небалансированных колесах. Кстати, на новой резине дисбаланс может достигать 400!!! грамм, а 200 грамм - в порядке вещей! По снегу идет нормально. Чем-то похожа на универсальную резину с цепями – так же злобно грызется, пока не прорежет и не зацепится за твердое, тогда поедет. Так же не любит переезжать замерзшие, скользкие деревья в зимнем лесу. На рассыпчатом глубоком снегу - закапывается, как в песке. По мокрому снегу норовит соскользнуть с уплотненного снега ранее прокатанной колеи на более рыхлую обочину.

             Резюме: Лучшая (и недорогая) резина для глины, ила, суглинков, в остальных случаях ездить можно, но не слишком эффективно. Хороша для тяжелой машины.

 

            2. Резина COOPER DISCOVERER SST, 265\75R16. Размер 80/20см. Протектор как у знаменитого Борис Федоровича Гудрича, но угол наклона ламелей боковых дорожек оси колеса почти 90 град., по этой причине самоочищается резина хуже.  Резина мягкая, боковина довольно слабая - за 1,5 года эксплуатации 3 колеса из 4-х с грыжами. Хорошо балансируется. Легко прокалывается. Изнашивается на асфальте умеренно.

            А. В глине быстро замыливается (большое пятно контакта, неглубокие грунтозацепы), без луж плохо самоочищается и машину сильно таскает. Из колеи выходит неохотно, а из глубокой вообще не выходит. Но, превосходя УАЗовскую резину в диаметре, позволяет уверенно идти по колее ходом. Тест «подъем в крутую глиняную горку с места на одинаковых машинах» она катастрофически проиграла Я-192. Зато позволяет шлифовать глину на подъемчике длительное время, исключая опасность самозакапывания, но и без всяких признаков продвижения вперед. Проминаясь, бревна перепрыгивает лучше, если чуть подспущена 1,6атм.

            Б. В глубоком песке чувствует себя хорошо, даже без снижения давления. По песчаным дорожкам летит – просто песня, мало обращая внимание на места с глубоким песком.

            В. В болоте, полностью накачанная, не выявила каких то сверх способностей, правда, сильно (менее 1,2атм.) я ее не спускал. А все болота, которые попадались, были преодолены без манипуляций с давлением, зато, порой, с работой на лебедке ;-)).  Так же удавалось ехать ходом по заросшему осокой дну спущенного пруда, а это чистый ил, чуть подсохший сверху. Так что, в целом, неплохо.

            Г. По трассе идет прекрасно: при скорости 160-170км. слегка гудит, держит дорогу и управляется, конечно, не это  ее стихия. Однако показалось, что в поворотах на скорости машину иногда, внезапно для водителя уводит, но этот эффект требует дополнительной проверки.

            Д. Зимой на морозе не дубеет и остается мягкой. Но поскольку, шашки протектора цельные, без дополнительных разрезов и ламелей, то выдающегося сцепления со льдом и накатанным снегом не демонстрирует. Хотя торможение зимой - весьма уверенное. По снегу едет вполне прилично.

            Дополнительно испытывал ее с цепями летом. После установки цепей, проходимости здорово добавилось. Машина поперла через лес, как танк. Дорога – колея от трейлевочника по раскисшему суглинку на вырубку. Пока не выбросила все из-под себя, не села на брюхо и не приклеилась - машина шла хорошо. Затем цепи поотрывались об поваленные деревья и потерялись в г..ще. Испытания показали высокую эффективность цепей летом. Цепи нужны крепкие и замки надежные их следует проверять постоянно, чтоб не провисали.

            В общем, хорошая, мягкая, скоростная резина универсального применения, кроме, пожалуй, глины и раскисшего поля (хотя, при необходимости, возможно и это).

 

           

3. Резина К-151, 255R16C, размер 76/18см, Пермского завода предназначена для «Бычка». Младший ее брат для «Газели/Нивы» К-139. Имеет неплохой внедорожный рисунок со сплошной центральной дорожкой глубиной меньшей, чем у 192. Это одна из немногих  отечественных шин, имеющих действительно внедорожный рисунок протектора и при этом достаточно большую ширину. Шина грузовая, т.е. крепкая, но не дубовая,  резина мягкая, боковины толстые и прочные. При уменьшении давления легко деформируется. Имеет большой вес.

А. В глине - нечто среднее между Купером и 192. Развитые боковые грунтозацепы и малая ширина позволяют прилично двигаться в колее.

            Б. В песках довольно стабильна.

            В. В болоте позволяет стравить давление и получить существенно большую площадь контакта в сравнении с 192.

            Г. По трассе за счет сплошной центральной дорожки идет хорошо до 140 км. Управляемость и тормозные качества хорошо. На грунтовке - понравилась.

            Д. Зимой по целине проиграла борьбу 192 колесам. По льду торможение не слишком хорошее.

            В общем, испытывал ее как единственную тогда отечественную шину с действительно внедорожным рисунком. Средняя шина по всем параметрам с большим весом лучше под тяжелую машину. Хорошая альтернатива дорогим известным колесам по цене.

            

4. Резина Я-409, 215/90R15C, размер 77/16,5см., Ярославского шинного завода.  Отличается редким и сильно расчлененным рисунком с малого размера элементами. Очень мягкая резина. Довольно мягкая, но прочная боковина. Хорошо реагирует на уменьшение давления. Про себя я прозвал ее «раллийно-внедорожной» резиной. Т.к. ее конек – скорость.

            А. В глине несколько замыливается и показывает не самые лучшие результаты, но в луже тут же самоочищается и едет дальше. Мягкая, поэтому маневрирует поперек колеи легко. К самозакапыванию склонности не имеет. По илистому грунту без лебедки не едет.

Б. В глубоком песке ведет себя чуть хуже широкого Купера. Но мчаться на ней по песчаным лесным дорожкам - огромное удовольствие. Машина идет как влитая, прекрасно рулится и оттормаживается. Отлично проходит поворот в управляемом заносе. Это естественно верно для давления больше 1,9атм.

В. В болоте совсем недурно, мягче предыдущей, катится по мху не разрушая верхний слой. Позволяет стравливать давление чуть не до 0,4атм.  По торфянику не замыливается. В торфяном болоте выиграла у 192 упражнение «Кажется застряли – попробуй тихонько назад». Если 192, провернувшись вперед, назад уже не пошла, то эта резина в натяг позволила раскачаться и выпрыгнуть назад!

Г. На трассе душит, сколько хватает мощщи у мотора. До 140 хорошо управляется и тормозит, за счет разрезанных крупных блоков протектора. Резких поворотов на скорости не любит. По грунтовке и грейдеру – отлично!

Д. Зимой самому проверить не удалось. Однако рисунок протектора и мягкая резина должны обеспечивать неплохой старт и торможение. По целине - хорошо.

В общем, прекрасная гоночная резина с продвинутыми внедорожными качествами по недорогой цене. Малый вес. Если бы ей побольше диаметр- это была бы супер резина.

 

5. Резина BFG Trac Edge, 235/85R16, размер 80/18см. Была куплена как компромисс между внедорожной BFG МТ и чисто шоссейной для цивильного (не боевого) автомобиля. К тому же хотелось чего нибудь не широкого. Боковые грунтозацепы анологичны МТ а центральная дорожка более насыщена. Боковина мягкая – средней прочности. За 2,5 года грыж нет, но небольшие волны просматриваются.  Износоустойчивость хорошая, при условии правильных углов установки колес. Резина мягкая, и вообще предназначена для M+S. Прокалывается легко и охотно. Резина нескользкая, прекрасно карабкается на бревна, надежно проходит мостик, припорошенный тающим снегом.

            А. В глине – середнячек, таскает ее родную – будь здоров! Сказывается недостаточно развитые грунтозацепы в центре. Но, если не останавливаться, то ходом, ходом идет сносно.

Б. По глубокому песку отлично себя показала. Троганье с места тяжело груженой машины даже без снижения давления - на отлично. По песчаной дамбе в лесу удавалось лететь 80 км. (там, где УАЗик на 192 на 30км. колбасило просто жутко).

В. В болоте можно поиграться с давлением.

Г. По трассе 160 км.- ее ходовая скорость - ни какого дискомфорта, все на уровне.

Д. Зимой по целине ходит хорошо. Если не горячится, и вовремя бросать педаль газа, то, застряв, охотно откатывается по своим следам назад и штурмует препятствие еще и еще. По льду, создалось впечатление, что разгоняется гораздо лучше, чем тормозит.

В общем, скорее универсальная резина с отличными дорожными качествами и не худшими внедорожными.

 

Отнюдь не претендую на истину в последней инстанции, такие сложились впечатления от езды на разных колесах!

 

Пламенный борец с бездорожьем
Razgrom.