Ниже мы попытались осветить наиболее важные функции GPS приемника, на наличие которых стоит обратить внимание при выборе навигатора для активного туризма.  Этот список достаточно субъективный, и составлен основываясь на нашем личном опыте. В любом случае, пользователь сам определяет список требований к GPS навигатору исходя из планируемых областей применения и финансовых возможностей.

 

1)                  12-канальный параллельный приемник: По сути, все современные навигаторы используют 12 канальные приемники для обработки навигационного сигнала и слежения за спутниками. Одновременный контроль 12-и спутников позволяет выбирать для подсчета позиции спутники с более сильным сигналом и обеспечивающих лучший геометрический фактор.

2)                  Путевые точки (Waypoint). Количество сохраняемых путевых точек должно быть не менее 500. Некоторые модели содержат 2000 точек и более. Описание каждой точки включает название (не менее 6-и символов) и иконку для отображения на карте. Новые приемники 60-й серии поддерживают комментарии, состоящие из 24 символов, позволяющие более подробно описать каждую точку.

3)                  Треки (Track). Путь, пройденный пользователем, всегда автоматически записывается в память приемника. При переполнении памяти, новые данные записываются поверх старых, т.е. стирается начало пути. Количество сохраняемых точек в треке должно быть не менее 2000. В современных моделях этот параметр увеличен до 10000. Некоторые приемники позволяют настраивать частоту записи точек, выбрав один из параметров периода записи: автоматически, по времени или по расстоянию между соседними точками.  Во многих приемниках Garminреализована оригинальная функция TrakBack, позволяющая пользователю повторить пройденный путь в обоих направлениях.

4)                  Маршруты(Route). Приемник должен поддерживать, как минимум 20 маршрутов, состоящих  из 50 или более путевых точек. Современные модели приемников компании Magellan позволят конвертировать пройденный путь (трек) в готовый маршрут.

5)                  Потребление энергии. Чтобы избавиться от лишнего груза из дополнительных комплектов батарей, необходимо обратить внимание на характеристики потребления энергии. Один комплект должен обеспечивать работу устройства в течение 15-20 часов (без подсветки).  При этом количество и тип используемых батарей также важны.  Некоторые приемники работают от 2 АА батарей дольше, чем другие от 4-х.

6)                  Размеры и вес. Карманные размеры GPS приемника и небольшой вес обеспечивают удобство управления одной рукой. Но стоит учитывать, что небольшие габариты устройства ограничивают  размеры экрана.

7)                  Компьютерный интерфейс. Позволяет сохранять точки, треки, маршруты на компьютере. Можно так же загружать в приёмник карты, точки, маршруты, сохраненные ранее или полученные от других пользователей GPS-приёмников. Большинство приёмников, за исключением самых дешевых, имеют возможность соединения с компьютером через  COM-порт. В новых моделях есть USB-интерфейс, который работает значительно быстрее.

8)                  Чувствительная GPS антенна. Собственная GPS-антенна приемника должна обеспечивать уверенный и надежный прием навигационного сигнала даже в трудных условиях, вызванных густой листвой деревьев, высокими зданиями и т.п. По наблюдениям, характеристики антенны “штырькового” (квадрифилярные) типа лучше встроенных плоских антенн.

9)                  Водонепроницаемость. Для сохранения работоспособности приемника в условиях повышенной влажности или даже после погружения в воду, необходим водонепроницаемый корпус. Некоторые модели приемников могут удерживаться и плавать на воде.

10)              Путевой компьютер. Для представления полной картины пройденного или предстоящего пути необходим вывод статистической информация. Чем больше параметров выводиться, тем лучше. При этом во многих приемниках пользователь может сам настраивать поля страниц, выбирая интересующие его данные из предложенного списка: пройденное расстояние, общее время движения, общее время стоянки, средняя и максимальные скорости, направление движения на точку, расстояние до точки, ориентировочное время прибытия в точку, угол отклонения от курса.

11)              Картографические возможности. Информация о текущем местоположении в виде значений широты, долготы и отображение на карте относительно других точек не всегда понятна и удобна для навигации. Необходимо, чтобы приемник содержал или имел возможность загрузки электронных карт. Наличие встроенной базовой карты удобно при ориентировании на незнакомой местности, для которой нет подробных загружаемых карт. Отметим, что встроенная карта России содержит крупные города и магистрали, которые отображаются с большой погрешностью. Стоит обратить внимание на формат загружаемых карт – доступен ли он для пользователей, и есть ли возможность самому создавать карты из общедоступных исходных данных.

 

Дополнительные функции, которые не столь важны, но очень полезны.

1)                   Внешняя антенна. В автомобиле или яхте под металлической крышей или даже под атермальными стеклами спутники не ловятся. Плохой приём сигнала так же в лесу под кронами деревьев, особенно во время дождя. Поэтому для более уверенного приема полезно использовать внешнюю активную антенну. Антенну служит для усиления принимаемого сигнала. Некоторые серии приемников, например eTrex, не содержат разъемы для подключения внешней антенны.

2)                   Объем памяти. Рекомендуется как минимум 8 Мб памяти для загрузки электронных карт.  Размеры памяти влияют на количество загружаемых карт. Один регион, в зависимости от картографического продукта, может занимать различный объем памяти. Предпочтительной является возможность использования в приемнике съемных недорогих модулей памяти, типа CF или MMC, объем которых может выбирать сам пользователь

3)                   Цветной экран. Преимущество цветного экрана перед черно-белым очевидно, но недостатки все-таки присутствуют. Информации отображаемая на черно-белом экране удобна для чтения даже в условиях яркого солнечного света. Новые цветные TFT экраны с низким энергопотреблением, используемые в новых сериях 60C/CS, 76С, Vista/Legend C, лишены этого недостатка.

4)                   Внешнее питание. При использовании в автомобиле, GPS-приёмник можно подключить к «прикуривателю» для экономии батареек.

5)                   USB порт. Новый универсальный USB порт позволяет значительно сократить время обмена данными между навигатором и компьютером, а также очень существенно повысить скорость загрузки карт.

6)                   Электронный компас. Определение направления движения в GPS навигации осуществляется на основании знания местоположения двух последних точек пути. Таким образом, если произошла остановка либо очень медленное движение, то приемник не способен указывать курс на заданную точку, Плохой прием спутников, например, из-за густой листвы деревьев, может увеличить ошибку позиционирования до 100 метров, что делает невозможным поиск в непосредственной близости от точки. В таких случаях может помочь только компас. В некоторых моделях GPSприемников реализован встроенный электронный компас, который позволяет ориентироваться даже в отсутствии навигационного сигнала.

7)                   Барометрический высотомер. Та категория пользователей, которым важно знать не  только местоположение на плоскости, но и значения высоты, не могут воспользоваться показаниями GPS приемника, ввиду его больших ошибок (десятки метров).  Поэтому для этой категории можно порекомендовать модели приемников со встроенным высотомером, который служит для корректирования показаний GPS высоты

8)                   Поддержка WAAS/EGNOS. Использование сигналов с орбитальных спутников WAAS (на территории Америки) или EGNOS (в Европе) позволяет повысить точность определения позиции до 1-3 метров. К сожалению, такая возможность недоступна на территории России. И даже если прибор показывает, что один из спутников “в захвате”, эту функцию лучше отключить, так как определение позиции может не только не улучшиться, но и даже ухудшиться. Это связано с тем, что для расчета поправочных коэффициентов, передаваемых со спутников WAAS/EGNOS на землю и используемых в совместной математической обработке с GPS сигналом, необходима сеть базовых станций. На нашей территории таких станций нет, в виду этого поправки рассчитываются на основании теоретических выкладок и математических моделей, не подкрепленных реальными данными. Поддержка этих спутниковых систем необходима только для пользователей, путешествующих по странам Европы и Америки.