Ниже представлен список функций, на которые стоит обратить внимание при выборе GPS приемника для автомобильной навигации. Современные автомобильные навигаторы уже не обладают универсальностью более ранних моделей, которые можно было легко использовать и для активного туризма.

 

1)                  Объем памяти. Современные карты, загружаемые в GPS приемники, обладают высоким уровнем детализации и содержат большое количество вспомогательной информации, что определяет их большие объемы. Специальные карты с поддержкой автоматической прокладки маршрута значительно больше и могут достигать нескольких десятков мегабайт. Размеры картографической памяти должны быть, не менее 64 Мб. В современных автомобильных приемниках используются недорогие съемные модули памяти (СF, MMC), которые пользователь может докупить самостоятельно.

2)                  Автоматическая прокладка маршрута (AutoRouting). Удобная и необходимая функция в условиях ориентирования на незнакомой местности. Позволяет автоматически сгенерировать маршрут от текущего местоположения до пункта назначения. В качестве точки назначения может служить определенный адрес, город, улица, POI и т.п. Функция поддерживается только при загрузке в навигатор специальных карт, которые содержат более подробную информацию о характерах дорог, развязках, знаках дорожного движения. Некоторые модели приемников позволяют выбирать характер сгенерированного маршрута: кратчайший, комфортный, по главным дорогам.

3)                  Звуковые подсказки. В целях обеспечения безопасности движения, необходимо устранять все факторы, которые могут отвлекать водителя от процесса управления автомобилем. Контроль за соблюдением маршрута на экране GPS приемника отвлекает внимание от дороги и может привести к тяжелым последствиям. В этом случае необходимы звуковые предупреждающие сигналы, информирующие водителя о приближающемся повороте, сходе с маршрута или прибытии в пункт назначения. В современных приемниках звуковые сигналы заменены на голосовые подсказки, сообщающие сколько метров осталось до поворота или до конечной точки.

4)                  Путевые точки (Waypoint)  Количество путевых точек должно быть не менее 500. Описание каждой точки включает название (рекомендуется, не менее 6-и символов) и иконку для отображения на карте. Путевая точка может быть использована как конечный пункт назначения при расчете маршрута.

5)                  Точки интереса (Point Of Interest). По сути POI являются путевыми точками, которые хранятся во внутренней памяти приемники и не доступны для редактирования пользователем. Изначально в памяти содержится несколько тысяч POI разных объектов:  АЗС, посты ДПС, автомастерские, магазины, рестораны, отели, развлекательные центры и т.п. Библиотека точек может дополняться с фирменных СD. Современные базы содержат информацию не только о местоположении, точный адрес и названии объекта, но также телефон, по которому можно связаться и уточнить нужную информацию.

6)                  Треки (Track). Путь, пройденный пользователем, всегда автоматически записывается в память приемника. При переполнении памяти, новые данные записываются поверх старых, т.е. стирается начало пути. Количество сохраняемых точек в треке должно быть не менее 2000. В современных моделях этот параметр увеличен до 10000. Некоторые приемники позволяют настраивать частоту записи точек, выбрав один из параметров периода записи: автоматически, по времени или по расстоянию между соседними точками.  Во многих приемниках Garminреализована оригинальная функция TrakBack, позволяющая пользователю повторить пройденный путь в обоих направлениях.

7)                  Компьютерный интерфейс. Несмотря на самодостаточность автомобильных GPS приборов, необходимо обеспечить их связь с ПК. Интерфейс позволяет сохранять точки, треки, маршруты на компьютере. Можно так же загружать в приёмник карты, точки, маршруты, сохраненные ранее или полученные от других пользователей GPS-приёмников. В ранних моделях использовался медленный  СОМ-порт, но все новые модели оснащаются USB-интерфейсом, который работает значительно быстрее.

8)                  Внешнее питание. Использование мощных быстродействующих микропроцессоров и контрастных цветных экранов с подсветкой требует повышенного потребления энергии. Уже недостаточно 4-х и даже 6-и, пальчиковых батарей типа АА.  Необходим внешний источник питания в качестве которого используется бортовое питание автомобиля. Подключение обычно осуществляется в разъем прикуривателя. Необходимо обратить внимание  на наличие в комплекте соответствующих кабелей.

9)                  Большой экран. Для водителя необходимо четко и быстро воспринимать выводимую GPS приемников информацию. Поэтому размеры экрана и используемых шрифтов особенно важны.

10)             Внешняя антенна. В условиях салона автомобиля, где часть неба закрывается крышей, количества видимых спутников может быть недостаточно для подсчета позиции. Более того, некоторые модели современных автомобилей используют лобовые стекла с обогревом (атермальные) непроницаемые для навигационных сигналов. Для таких случаев должна быть предусмотрена возможность подключения к GPSприемнику внешней антенны. Антенна установленная на крыше автомобиля обеспечивает более качественный и надежный прием, позволяя определять позицию даже в густом лесу или вблизи высотных зданий.

11)             Крепление. Для безопасной езды и комфортной навигации, GPS приемник необходимо надежно закрепить в салоне автомобиля. При этом нужно расположить приемник так, чтобы с одной стороны  его экран был виден и читаем водителем, а с другой, обеспечивался прием навигационного сигнала (если используется встроенная антенна). Прямые солнечные лучи, попадающие на экран приемника, также ухудшают видимость выводимой информации. Поэтому при выборе GPS приемника необходимо поинтересоваться о доступных, для данной модели видах креплений и учесть возможность их использования в салоне своего автомобиля.

 

Небольшой список функций, которые не являются первоочередными и необходимыми, но интересны и полезны.

1)     Сенсорный экран. Управление прибором может осуществляться не только с помощью клавиш на корпусе, но и непосредственно выбором соответствующих пунктов меню на экране приемника. Такая возможность стала доступна с использованием сенсорных экранов. В дорожных условиях значительно легче попасть пальцем в экран, чем нажать кнопки управления, пусть даже и не маленьких размеров.

2)     Цветной TFT экран. Ранее недостаток цветных экранов заключался в повышенном энергопотреблении и плохой видимости изображения в лучах яркого света. Последние достижения в этой области позволили создать лишенный этих недостатков трансрефлективный экран, который используется во всех новых приемниках Garmin.

3)     Подключение датчиков (dead reckoning).  Недостаток GPS сигнала заключается в его слабой мощности и низкой помехозащищенности. Воздействие помех, окружающие условия, погодные явления могут повлиять на качество приема и в худшем случае привести к “потере” позиции. Для того чтобы избежать этой ситуации, некоторые модели навигаторов могут обрабатывать информацию с внешних датчиков, например спидометра и угла поворота руля. Таким образом, математически можно просчитать, пусть и  с некоторой погрешностью, характер движения автомобиля, даже в отсутствии GPS сигнала. При использовании специализированных гироскопов или инерциальных датчиков, точность позиции значительно увеличивается

4)     Поддержка WAAS/EGNOS. Использование сигналов с орбитальных спутников WAAS (на территории Америки) или EGNOS (в Европе) позволяет повысить точность определения позиции до 1-3 метров. К сожалению, такая возможность недоступна на территории России. И даже если прибор показывает, что один из спутников “в захвате”, эту функцию лучше отключить, так как определение позиции может не только не улучшиться, но и даже ухудшиться. Это связано с тем, что для расчета поправочных коэффициентов, передаваемых со спутников WAAS/EGNOS на землю и используемых в совместной математической обработке с GPS сигналом, необходима сеть базовых станций. На нашей территории таких станций нет, в виду этого поправки рассчитываются на основании теоретических выкладок и математических моделей, не подкрепленных реальными данными. Поддержка этих спутниковых систем необходима только для пользователей, путешествующих по странам Европы и Америки.